Театр старинной музыки, спектакль “У подножия Парнаса”, ноябрь 1994 года, фото Алексея Головастикова

Аудиозаписи выступлений Театра старинной музыки

Здесь можно послушать новые качественные аудиозаписи, старые аудиозаписи 1986-1994 годов, посмотреть видеозаписи разных лет. Участники Театра исполняют далеко не только старинную музыку, поэтому здесь представлены композиторы самых разных эпох – в том числе и Россини, Оффенбах, Рахманинов, Гершвин и даже Окуджава, Ким, Высоцкий. Сайт создал в 2015 году Алексей Головастиков, бывший флейтист Театра старинной музыки. Помимо выступлений ТСМ, здесь есть и другие мои звуковые записи. При повторном посещении сайта легко увидеть, что появилось нового, заглянув в раздел Новые поступления.

Разделы сайта:

Театр старинной музыки в интернете:


Новости


О Театре старинной музыки

В 1980 году появился вокальный Ансамбль старинной музыки, самыми первыми участниками которого были десять студентов и сотрудников химического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова: Валерий Крейсберг (художественный руководитель, тенор); Михаил Коробов (режиссёр, актёр); Елена Потапова и Ирина Стрельцова (сопрано); Евгения Малеева [Никитина] и Елена Чеховских (меццо-сопрано); Алексей Фокин и Виктор Сабуров (тенор); Виктор Николаев и Константин Гомон (бас). Вскоре присоединились Сергей Княжанский и Елена Жукова. Выступления Ансамбля с самого начала были театрализованными, костюмированными.

В 1981 году коллектив успешно выступил в Финляндии. Число участников росло, появились и инструменталисты, зародился оркестр, и вскоре ансамбль превратился в Театр старинной музыки, первое выступление которого, именно под этим ‘брендом’, состоялось в 1983 году. Но изменилось лишь название, поэтому годом рождения Театра как музыкального коллектива считается 1980 год.

Бессменный художественный руководитель и дирижер Театра старинной музыки – Валерий Крейсберг. Режиссурой, созданием сценариев, работой с исполнителями в актерско-игровом плане до 1990 года занимался Михаил Коробов, доктор химических наук и одновременно профессиональный актёр, театровед.

Изначально коллектив исполнял русскую музыку XVIII века и западноевропейскую музыку эпохи барокко. История Ансамбля старинной музыки началась с исполнения русского канта XVIII века “Ах, коль преславно без печали жити”, а первым спектаклем Театра старинной музыки стала опера Василия Пашкевича и Висенте Марти́н-и-Соле́ра “Федул с детьми”, написанная в 1791 году по либретто российской императрицы Екатерины II.

С годами репертуар расширялся, в выступлениях звучала уже далеко не только старинная музыка, но название “Театр старинной музыки”, ставшее широко известным и привычным, осталось навсегда. По сути, более точным было бы название просто “Музыкальный театр Валерия Крейсберга”, но сам Крейсберг никогда не согласился бы на такое; или, например, “Музыкальный театр МГУ”, но так было бы слишком безлико. Во всяком случае, перевод названия театра на английский язык как “Theatre of Early Music” было бы некорректным, поскольку термин “early music” обозначает музыку не позже конца эпохи барокко, а русское слово “старинный” может употребляться в более широком смысле.

В репертуаре Театра старинной музыки никогда не было спектаклей, скопированных у какого-либо другого коллектива. Сценарии обычно создают сами участники ТСМ. Многие произведения, входящие в репертуар Театра, исполняются редко или не исполнялись совсем, по крайней мере в нашей стране. С давних пор Театр старинной музыки почти каждый год показывает новый спектакль. Например, в 1986 году это был спектакль “Виват!”, в 1987 году – “У подножия Парнаса”, в 1988 – “Английское начало”, в 1989 – “Дмитрий Степанович Бортнянский”; в 2016 – обновлённая постановка спектакля “Кармина Профана”, в 2017 – новая постановка спектакля “Дмитрий Степанович Бортнянский”, в 2018 – “Король Артур и его легенды”, в 2019 – “Пензансские пираты”.

Помимо спектаклей, Театр старинной музыки даёт концерты. В них может звучать музыка любых эпох и стилей. Поэтому здесь представлена не только старинная музыка Палестрины, Банкьери, Пёрселла, Генделя, но и звучавшие в концертах произведения Россини, Оффенбаха, Рахманинова, Гершвина и др. В выкладываемых мной аудиозаписях есть уклон именно в сторону концертов, так как слушать целые спектакли без видео вряд ли интересно.

Участники Театра старинной музыки очень разные. Например, Нина Солодовникова была в числе ведущих солистов ТСМ до лета 2014 года, затем стала солисткой театра Новая Опера имени Колобова, а вскоре уехала в Италию, стала солисткой Teatro Comunale di Bologna (оперного театра города Болонья) и Ópera de Tenerife. Михаил Басов – едва ли не лучший российский трубач в жанре старинной музыки, пришел в Театр в юном возрасте, в конце 90-х, и до сих участвует в большинстве выступлений ТСМ. Но при этом Театр старинной музыки дает самым разным людям возможность самореализоваться в музыкальном плане, выйти на сцену вместе со ‘звездами’. Его двери широко открыты для всех, независимо от возраста и ‘музыкальных регалий’. Так что можно не только слушать и смотреть, но и участвовать в выступлениях Театра старинной музыки.

В 2010 году появилась ‘дочерняя структура’ Театра старинной музыки – вокальный ансамбль солистов ТСМ “Voci di ricci” под руководством солиста Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрия Степанóвича, который нередко и сам участвует в выступлениях ТСМ.

О Театре старинной музыки и некоторых его участниках, о том, как я сам оказался в ТСМ, а позже стал заниматься звуком, записями можно почитать в моих воспоминаниях “Как я стал музыкантом”.


Театр старинной музыки, 2005 год: финал юбилейного концерта, посвященного 25-летию ТСМ

О сайте

С 1986 до 1994 года Алексей Головастиков, то есть я, играл на флейте в Театре старинной музыки и часто записывал выступления ТСМ на магнитофонные аудиокассеты. Лишь в 2013 году у меня появилась возможность делать цифровые аудиозаписи высокого качества. Были сомнения: ведь к тому времени давно велась видеосъёмка выступлений, так нужны ли кому-то аудиозаписи? Свою первую запись дал послушать некоторым из ведущих солистов. Реакция превзошла все ожидания, запись вызвала большой интерес. Стало ясно, что её надо сделать доступной для всех исполнителей. С этой целью в июне 2013 года я создал страничку в интернете, совсем простенькую.

Свои старые магнитофонные записи ещё в 2002 году оцифровал, обработал и создал из них аудио CD. Летом 2013 года выложил их в интернет – просто для близких знакомых. А полтора года спустя вдруг с удивлением обнаружил, что моя запись “Erbarme dich, mein Gott” (из Страстей по Матфею Баха) в исполнении скрипачки Марины Лудиловой и Театра старинной музыки лежит на сайте get-tune.eu, прямо рядышком с Леонидом Коганом. Ровно та же запись оказалась ещё на множестве сайтов. Правда, называется она везде просто “Ария из Страстей по Матфею Баха”, потому что именно так – коротко, абы как – я поименовал выложенный тогда файл. Оказалось, что все мои старые записи и некоторые новые перекочевали на популярные сайты MP3. В ответ на поисковые запросы я не раз получал предложение послушать на каком-нибудь сайте мою же собственную запись. Не всегда понимал даже, как её раздобыли.

Раз записи вызвали широкий интерес, решил создать собственный сайт. Тем более, что мои файлы, гуляющие по интернету, были сделаны небрежно, а теперь все те же файлы созданы заново, максимально аккуратно. Простенькую страничку, созданную в мае 2013 года лишь для того, чтобы доносить записи до участников ТСМ, кардинально переработал и превратил в нечто более сайтообразное. Так вот и родился сайт “Аудиозаписи выступлений Театра старинной музыки”. Днём его рождения можно считать 23 апреля 2015 года.

Вскоре здесь появились и ссылки на видеозаписи, поскольку без картинки невозможно составить представление о Театре старинной музыки. А с 14 января 2016 года стали появляться видео, в которых звуковая дорожка, записанная видеокамерой, заменена моей аудиозаписью, благодаря чему качество звука существенно выше, чем в изначальном видео (подробнее об этом см. в разделе “Видеозаписи ТСМ”). Иначе говоря, это та же моя качественная аудиозапись, к которой добавлено ещё и изображение.

Сайт сугубо некоммерческий, никакой выгоды не приносит. Физически он находится на сервере лингвистического проекта “Вавилонская Башня”, к которому я имею некоторое отношение, а о сути этого проекта и о его создателе – Сергее Анатольевиче Старостине, выдающемся лингвисте, моем ближайшем друге, безвременно ушедшем в 2005 году – можно многое узнать из интересного видео: Лингвист Сергей Старостин в телепередаче “Школа злословия”. О Сергее Старостине можно почитать и в моих воспоминаниях о годах учебы в МГУ на отделении структурной и прикладной лингвистики.

Этот сайт не заменяет собой и не дублирует официальный сайт Театра старинной музыки, а лишь дополняет его, но при этом выходит за рамки только лишь выступлений ТСМ. C самого начала здесь были ещё и некоторые другие мои звуковые записи, а со временем их число, вероятно, будет расти, так что название сайта может даже несколько измениться.

Некоторые участники Театра старинной музыки – в частности, Михаил Басов (труба), Екатерина Чудакова (сопрано) – дают сольные концерты, записи которых тоже могут появляться на этом сайте. Поэтому здесь представлены, например, и номера с участием Михаила Басова из концерта ансамбля “Академия старинной музыки” Татьяны Гринденко, и даже авторская песня – Никитин, Окуджава, Ким, Высоцкий…

С января 2019 года я стал заниматься также официальным сайтом ТСМ, существенно обновил его содержание, даже перенес туда некоторые элементы данного сайта. Теперь ссылки на многие мои аудиозаписи есть также и там – прежде всего, на страницах “Номера из концертов Театра старинной музыки” и “Аудиозаписи”. Тем не менее, два сайта продолжат существовать параллельно.

О моей цифровой аудиозаписи

Запись высокого качества, это 24-битный звук в несжатом формате Linear WAV (PCM), то есть отражается больше нюансов звучания, чем при записи 16-битного звука (а именно его пишут едва ли не все видеокамеры). Поэтому в ней лучше слышны все достоинства исполнения, но в то же время и любые огрехи.

Никогда не использую автоматическую регулировку уровня записи, поэтому точно сохраняется весь динамический диапазон. Различие между пианиссимо и фортиссимо в моей записи ровно такое же, каким оно было в зале, в живом исполнении.
Для примера – вот как выглядит в звуковом редакторе фрагмент сделанной мной аудиозаписи:
Так выглядит в звуковом редакторе моя запись

При видеосъёмке, наоборот, практически всегда бывает задействована автоматическая регулировка уровня записи. Поэтому, грубо говоря, тихие места становятся громче, а громкие – тише. И вот как выглядит тот же самый звуковой фрагмент, записанный видеокамерой. На картинке хорошо видно, насколько смазанным (а то и искаженным) оказывается динамический диапазон:
Так выглядит тот же звуковой фрагмент, записанный видеокамерой

Автоматическая регулировка уровня записи устроена так, что пишущее устройство (в данном случае видеокамера) в громких местах осуществляет компрессию звука, чтобы “не зашкалило”. А из-за этой компрессии звук несколько искажается. Особенно проигрывают от этого лучшие певцы, они звучат хуже, чем в реальности.

Всё это никак не зависит от качества микрофона. Единственная альтернатива – отключить автоматическую регулировку уровня записи. Но тогда надо задавать очень низкий уровень записи (иначе в громких местах “зашкалит”, произойдет перемодуляция), а в таком случае запись получится слишком тихой, поэтому потребуется извлечь из видеофайла звуковую дорожку и вручную заниматься её обработкой. Одним словом, звуком надо заниматься отдельно, причем хорошо умея это делать. Те, кто занимается видеосъёмкой, зачастую плохо понимают, что работа со звуком – это отдельная профессия, да и бывают порой не слишком рады, когда им это наглядно показываешь.

Полученные при записи несжатые файлы WAV для уменьшения размера конвертирую в формат FLAC . Это формат “lossless”, “без потери качества”, то есть запись звучит абсолютно так же, как в исходном WAV. Более того, если правильным образом конвертировать файл FLAC обратно в WAV, то полученный файл будет совпадать с исходным WAV один в один, с побайтовой точностью. Поначалу я выкладывал звуковые файлы в формате FLAC, но оказалось, что такой вариант для большинства не оптимален. Файлы FLAC большие, а места на жестком диске далеко не всегда в избытке. Слушать их онлайн проблематично. Но даже и в скачанном виде они, как выяснилось, не у всех воспроизводились – по причине отсутствия соответствующего софта.

Альтернатива – самый распространенный формат MP3. Конвертация FLAC в MP3 дает уменьшение размера файлов в 4 раза и более. Но MP3 – это формат “lossy”, то есть сжатие ведет к некоторому ухудшению качества. Тем не менее, если делать качественные MP3, почти никто не слышит отличий от FLAC, да и слушают ведь обычно не на столь дорогой и качественной звуковой аппаратуре, которая действительно давала бы шанс услышать разницу.

Файлы MP3 не могут быть 24-битными, при конвертации в формат MP3 звук становится 16-битным. Но важно то, что изначально был записан именно 24-битный звук, в этом случае качество остается очень высоким и в 16-битных MP3. Для конвертации в MP3 использую только кодер LAME. Все представленные здесь файлы MP3 очень качественные: это или CBR 320 kbps, или VBR (Variable bitrate) с максимальным уровнем качества; а для параметра “LAME Algorithm Quality” при конвертации всегда задаю “Best Quality (Slow)”.

Слухи о том, что формат MP3 уходит в прошлое и ему на смену окончательно пришел формат AAC, слабо соответствуют действительности. Я пробовал выкладывать звуковые файлы также и в формате AAC, но, несмотря на его достоинства, оказалось, что для большинства по-прежнему удобнее MP3. Действительности соответствует лишь то, что компания Fraunhofer, которая долгое время была ведущим разработчиком кодеков MP3, отказалась от их дальнейшей разработки – думается, не в последнюю очередь потому, что бесплатные кодеки LAME лучше годятся для создания MP3 высокого качества, чем платные кодеки Fraunhofer.

В каждый выкладываемый звуковой файл добавлены теги (MP3 tags) с информацией об исполнителе, произведении, композиторе, концерте, в котором прозвучал этот номер, и др. Если используется ‘правильный’ плеер, то при воспроизведении скачанного файла он должен отображать не имена файлов, а содержащиеся в тегах имена исполнителей и названия произведений. Во всех файлах теги в уникоде, поэтому они должны корректно отображаться плеером, независимо от языковой версии операционной системы, в которой воспроизводятся эти файлы. Правда, теоретически, может оказаться, что какой-то особо древний плеер не понимает уникод и поэтому отказывается воспроизводить эти файлы, но вероятность возникновения такой проблемы в наше время ничтожно мала.

Мои записи представлены не только в виде звуковых файлов, они звучат также и в видеозаписях: во многих видео изначальная звуковая дорожка, записанная видеокамерой, заменена моей аудиозаписью, благодаря чему качество звука стало существенно выше (подробнее см. “Видеозаписи ТСМ”).

Когда выкладывается новый файл, информация о нём сначала появляется в разделе “Новые поступления”, а позже, обычно по прошествии не менее двух месяцев, переносится оттуда в другой раздел соответствующей тематики – “Современные записи ТСМ”, “Записи прошлого тысячелетия” и т. п., но иногда и просто удаляется.


Оркестр Театра старинной музыки, 16.11.1994, фото Алексея Головастикова

Записи прошлого тысячелетия

Эти записи не менее интересны в музыкальном отношении, чем новые, поскольку состав исполнителей с тех пор почти полностью поменялся. Это мои старые магнитофонные записи выступлений Театра старинной музыки, сделанные в период 1986–1994 годов, когда я сам играл в ТСМ на флейте. Все номера – с моим участием.

В те годы первым сопрано была Елена Малицкая (Углова; ныне Хрипкова), первым тенором до 1990 года был Алексей Фокин, затем Дмитрий Шерстенников.

Оркестр был маленький, примерно 12 человек или чуть больше, состав немножко менялся.
Первая скрипка: Андрей Звонников в 1980-х годах, Марина Лудилова в начале 1990-х.
Скрипка: Ольга Бушнина, Ева Фирсова, Ольга Левашова (Хайкова), Ирина Дулпе, Евгения Карелина (Малюкова), Мария Журавлева, Наталья Карасева, Инна Рудакова (Фомичева), Christian Meissner и др.
Альт: Юлия Улаева (Сысоева), Леонид Фарбер, Elmar Schwinn, Suzy Iverson. Виолончель: Сергей Крапивин и др.
Кларнет: Николай Денисов.
Флейта: Алексей Головастиков, поначалу один, а осенью 1988 года присоединился Юрий Давыдов, в 1990 году – Татьяна Беляева, в 1994 году – Екатерина Смирнова.
Christian Meissner и Elmar Schwinn – из Германии, Suzy Iverson – из США.

Чтобы файлы проигрывались подряд, один за другим – ровно в том порядке, в каком они перечислены ниже, – можно запустить воспроизведение плейлиста: tsm_1986-94.m3u8 (а если вдруг .m3u8 запустить не удается, тогда tsm_1986-94.m3u). Чтобы запустить воспроизведение одного файла, достаточно щелкнуть мышкой по названию соответствующего произведения.

Репетиция Театра старинной музыки, декабрь 1992 года, флейтисты Алексей Головастиков, Юрий Давыдов, Татьяна Беляева, скрипачка Ольга Левашова

На этом снимке, сделанном 12 декабря 1992 года, слева направо: Алексей Головастиков (стою с флейтой под мышкой, разглядываю ноты), Юрий Давыдов (сидит с флейтой на коленях, что-то объясняет дамам), Ольга Левашова, Татьяна Беляева. Репетиция, готовимся к рождественскому концерту.


Кое-что личное из прошлого века


Театр старинной музыки, 23.12.2016, Финал оперы Золушка Россини

Современные записи ТСМ

Здесь представлены качественные аудиозаписи, которые я начал делать с мая 2013 года. Есть и несколько записей, сделанных не мной, но я осуществлял их последующую обработку. Дата выступления Театра старинной музыки, в котором прозвучал данный номер, содержится в имени аудиофайла.

Если доступна не только аудиозапись, но и видеоверсия данного номера, ссылка на нее дается здесь же, рядом со ссылкой на аудио. Во многих видео звуковая дорожка, записанная видеокамерой, заменена моей аудиозаписью. Но в видео звук всегда чуть хуже, чем в моем аудиофайле, поскольку YouTube сразу после загрузки видеофайла преобразует его и снижает исходный битрейт аудио, делая его зачастую ниже 100 Kbps (подробнее обо всем этом – в предисловии к разделу Видеозаписи).

Поэтому есть смысл слушать аудиофайл, даже если доступна видеоверсия данного номера с моим звуком. Впрочем, в некоторых номерах важную роль играет “действо”, и без видео их невозможно адекватно воспринять.


Видеозаписи ТСМ

Ссылки на многие видеозаписи даны в разделе “Современные записи ТСМ” – в тех случаях, когда дана также ссылка и на аудиоверсию данного номера. Здесь представлены лишь спектакли и те номера, которые доступны только в видеоверсии. Большинство представленных здесь видео есть в плейлисте “Театр старинной музыки” на моем канале в YouTube, тогда как здесь отражены далеко не все видео, имеющиеся в этом плейлисте.

В записи, сделанной видеокамерой, звук может быть хуже или лучше, но в любом случае он уступает по качеству моим аудиозаписям по объективным причинам (подробнее об этом см. в разделе “О моей цифровой аудиозаписи”):
• Видеокамера пишет 16-битный звук, в отличие от моего 24-битного, отражающего больше нюансов звучания.
• Звук сразу пишется в формате “lossy” (в сжатом формате “с ухудшением качества”), тогда как я получаю звук в формате “lossless”.
• При видеосъёмке практически всегда бывает задействована автоматическая регулировка уровня записи, то есть, грубо говоря, тихие места делаются погромче, а громкие потише, тогда как в моей записи точно сохраняется весь динамический диапазон. При автоматической регулировки уровня осуществляется компрессия звука в громких местах, из-за этого звук слегка искажается, в моей же записи никаких искажений не происходит.

А раз так, логично заменить звуковую дорожку, записанную видеокамерой, моей аудиозаписью. Именно это и сделано во многих видео. Если в описании к видео написано “Звукозапись, обработка аудио и видео: Алексей Головастиков” – значит, в данном видео звуковая дорожка заменена моей аудиозаписью.

При такой замене я создаю видеофайл со звуковой дорожкой в формате “lossless” (FLAC или WAV), то есть получается звук без малейшего ухудшения качества. Но у меня нет возможности показывать такие видео с моим звуком через интернет напрямую, минуя YouTube. А после загрузки в YouTube (равно как и в Facebook, ВКонтакте и т. п.) файл не остается там в неизменном виде. YouTube сразу преобразует его, делая много разных вариантов – побольше и поменьше, качеством получше и похуже, и разным зрителям транслируются разные варианты. При этом битрейт аудио сильно снижается и зачастую оказывается ниже 100 Kbps, что не радует. Даже и в лучшем из вариантов, которые показывает YouTube, качество звука будет заведомо ниже, чем в файле, который я загружал. С этим ничего не поделаешь. Впрочем, на слух это может быть заметно главным образом лишь на высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуре.

При просмотре видео можно щелкнуть по значку в виде шестеренки в правом нижнем углу окна и выбрать максимальное качество из представленных там доступных вариантов (например, 1080p HD), если техника позволяет. Более качественная картинка может сопровождаться и более качественным звуком.

Спектакли

Номера из концертов


Nina Solodovnikova, 2015 год, Italy

Солисты ТСМ в составе других музыкальных коллективов


Екатерина Чудакова, Михаил Альтшуллер, март 2018 года

Выступления солистов ТСМ в жанре авторской песни


Театр старинной музыки, концерт 23.12.2016

Новые поступления

Здесь представлены недавно выложенные записи. Этот раздел создан для того, чтобы при повторном посещении сайта можно было сразу увидеть, что нового появилось за последнее время. Номера расположены в обратном хронологическом порядке, то есть то, что появилось последним, находится здесь в самом вверху.


Вернуться к перечню разделов
Перейти на Главную страницу


© 2015 Алексей Головастиков (создание сайта, аудиозапись, обработка аудио и видео)