Театр старинной музыки, спектакль “У подножия Парнаса”, ноябрь 1994 года, фото Алексея Головастикова

Аудиозаписи выступлений Театра старинной музыки

Здесь можно послушать новые качественные аудиозаписи выступлений Театра старинной музыки, старые аудиозаписи 1986-1994 годов, посмотреть видеозаписи разных лет. Участники Театра исполняют далеко не только старинную музыку, поэтому здесь представлены композиторы самых разных эпох и жанров – в том числе, например, Россини, Рахманинов, Гершвин и даже Никитин, Окуджава, Ким, Высоцкий. Сайт создал в 2015 году Алексей Головастиков, бывший флейтист Театра старинной музыки. Помимо выступлений ТСМ, здесь есть и другие мои звуковые записи. При повторном посещении сайта легко увидеть, что появилось нового, заглянув в раздел Новые поступления.

Разделы:

Театр старинной музыки в интернете:

Контактная информация

С любыми пожеланиями, замечаниями, вопросами обращайтесь к создателю сайта
по электронной почте: golovastikov@yandex.ru
или через сети ВКонтакте, Facebook, Одноклассники.



Новости



Театр старинной музыки, 2005 год: финал юбилейного концерта, посвященного 25-летию ТСМ

О сайте

С 1986 до 1994 года Алексей Головастиков, то есть я, играл на флейте в Театре старинной музыки и часто записывал выступления ТСМ на магнитофонные аудиокассеты. Лишь в 2013 году появилась возможность делать цифровые аудиозаписи высокого качества. Были сомнения: к тому времени давно велась видеосъемка выступлений, так нужны ли кому-то аудиозаписи? Свою первую запись дал послушать некоторым из ведущих солистов. Реакция превзошла все ожидания, запись вызвала большой интерес. Стало ясно, что ее надо сделать доступной для всех исполнителей. С этой целью в июне 2013 года я создал предельно простую страничку, никак не претендовавшую на статус сайта.

Свои старые магнитофонные записи еще в 2002 году оцифровал, обработал и создал из них аудио CD. Летом 2013 года выложил их в интернет – просто для близких знакомых. А полтора года спустя вдруг с удивлением обнаружил, что моя запись “Erbarme dich, mein Gott” (из Страстей по Матфею Баха) в исполнении скрипачки Марины Лудиловой и Театра старинной музыки лежит на сайте get-tune.eu, прямо рядышком с Леонидом Коганом. Ровно та же запись оказалась еще на множестве сайтов. Правда, называется она везде просто “Ария из Страстей по Матфею Баха”, потому что именно так – коротко, абы как – я поименовал выложенный тогда файл. Оказалось, что все мои старые записи и некоторые новые перекочевали на популярные сайты MP3. В ответ на поисковые запросы я не раз получал предложение послушать на каком-то сайте мою же собственную запись. Не всегда понимал даже, как ее раздобыли.

Раз записи вызвали широкий интерес, решил создать собственный сайт. Тем более, что мои файлы, гуляющие по интернету, были сделаны небрежно, а теперь все те же файлы созданы заново, максимально аккуратно. Днем рождения сайта можно считать 23 апреля 2015 года.

Вскоре на сайте появились и ссылки на видеозаписи, поскольку без картинки невозможно составить представление о Театре старинной музыки. А с 14 января 2016 года стали появляться видео, в которых звуковая дорожка, записанная видеокамерой, заменена моей аудиозаписью, благодаря чему качество звука существенно выше, чем в изначальном видео (подробнее об этом см. в разделе “Видеозаписи ТСМ”). Иначе говоря, это та же моя качественная аудиозапись, к которой добавлено еще и изображение.

Сайт сугубо некоммерческий, никакой выгоды не приносит. Физически он находится на сервере лингвистического проекта “Вавилонская Башня”, к которому я имею некоторое отношение, а о сути этого проекта и о его создателе – Сергее Анатольевиче Старостине, выдающемся лингвисте, моем ближайшем друге, безвременно ушедшем в 2005 году – интересно посмотреть телевизионную передачу: Лингвист Сергей Старостин в телепередаче “Школа злословия”.

Этот сайт ни в коей мере не заменяет собой и не дублирует официальный сайт Театра старинной музыки, а лишь дополняет его, но при этом выходит за рамки только лишь выступлений ТСМ. C самого начала здесь были еще и некоторые другие записи, а со временем их число будет расти, так что название сайта может даже несколько измениться.

О моей цифровой аудиозаписи

Запись высокого качества, близкого к студийному, и воспроизводит почти один в один то, что реально звучало в зале. Изначально это 24-битный звук в несжатом формате Linear WAV (PCM), то есть отражается больше нюансов звучания, чем при записи 16-битного звука (а именно его и пишут едва ли не все видеокамеры). Поэтому здесь лучше слышны все достоинства исполнения, но в то же время и любые огрехи. Так что эти записи могут быть весьма полезны исполнителям для работы над совершенствованием своего мастерства.

При видеосъемке практически всегда задействована автоматическая регулировка уровня записи – то есть, грубо говоря, тихие места делаются погромче, а громкие потише – тогда как в моей записи точно сохраняется весь динамический диапазон, поскольку принципиально не использую автоматическую регулировку уровня записи, хоть это и создает риск перемодуляции в особо громких местах.

Полученные при записи несжатые файлы WAV для уменьшения размера конвертируются в формат FLAC – это формат “lossless”, “без потери качества”, то есть запись звучит абсолютно так же, как в исходном WAV. Более того, если правильным образом конвертировать файл FLAC обратно в WAV, то полученный файл будет совпадать с исходным WAV один в один, с побайтовой точностью. Поначалу я выкладывал звуковые файлы в формате FLAC, но оказалось, что такой вариант для большинства не оптимален. Файлы FLAC большие, а места на жестком диске не всегда в избытке. Слушать их онлайн проблематично. Но даже и в скачанном виде они, как выяснилось, не у всех воспроизводились – по причине отсутствия соответствующего софта.

Альтернатива – самый распространенный формат MP3. Конвертация FLAC в MP3 дает уменьшение размера файлов в 4 раза и более. Но MP3 – это формат “lossy”, то есть сжатие ведет к некоторому ухудшению качества. Тем не менее, если делать качественные MP3, почти никто не слышит отличий от FLAC, да и слушают ведь обычно не на столь дорогой и качественной звуковоспроизводящей аппаратуре, которая действительно давала бы шанс услышать разницу. MP3 не могут быть 24-битными, при конвертации в MP3 звук становится 16-битным. Но важно то, что изначально был записан именно 24-битный звук, в этом случае качество остается очень высоким и в 16-битных MP3. Для конвертации в MP3 использую только кодер LAME. Все представленные здесь файлы MP3 очень качественные: это или CBR 320 kbps, или VBR с максимальным уровнем качества; для параметра “LAME Algorithm Quality” при конвертации всегда задается “Best Quality (Slow)”.

Слухи о том, что формат MP3 уходит в прошлое и ему на смену окончательно пришел AAC, слабо соответствуют действительности: я пробовал выкладывать звуковые файлы также и в формате AAC, но, несмотря на его достоинства, оказалось, что для большинства по-прежнему удобнее MP3. Правда лишь то, что компания Fraunhofer, которая долгое время была главным разработчиком кодеков MP3, отказалась от их дальнейшей разработки – думается, не в последнюю очередь потому, что бесплатные кодеки LAME лучше годятся для создания MP3 высокого качества, чем платные кодеки Fraunhofer.

В каждый выкладываемый звуковой файл добавлены теги (MP3 tags) с информацией об исполнителе, произведении, композиторе, концерте, в котором прозвучал этот номер, и др. Если используется ‘правильный’ плеер, то при воспроизведении скачанного файла он должен отображать не имена файлов, а содержащиеся в тегах имена исполнителей и названия произведений. Во всех файлах теги – в уникоде, поэтому они должны корректно отображаться плеером, независимо от языковой версии операционной системы, в которой воспроизводятся эти файлы. Правда, теоретически, может оказаться, что какой-то особо древний плеер не понимает уникод и поэтому отказывается воспроизводить эти файлы, но вероятность возникновения такой проблемы в наше время ничтожно мала.

Аудиозапись представлена не только в виде звуковых файлов, но звучит также и видеозаписях: во многих видео изначальная звуковая дорожка, записанная видеокамерой, заменена моей аудиозаписью, благодаря чему качество звука стало существенно выше (подробнее см. Видеозаписи ТСМ).

Когда выкладывается новый файл, информация о нём сначала появляется в разделе “Новые поступления”, а потом, по прошествии обычно не менее двух месяцев, переносится оттуда в другой раздел соответствующей тематики – “Современные записи ТСМ”, “Записи прошлого тысячелетия” и т. п., но иногда и просто удаляется.


О Театре старинной музыки

В 1980 году появился вокальный Ансамбль старинной музыки, первыми участниками которого были десять студентов и сотрудников химического факультета МГУ: Валерий Крейсберг (дирижер, музыкальный руководитель, тенор); Михаил Коробов (режиссер, сценарист, актер); Алексей Фокин (тенор); Олег Горелик, Сергей Княжанский и Виктор Николаев (бас); Ирина Стрельцова и Юлия Раппопорт (сопрано); Елена Зайцева [Шкилёва] и Евгения Малеева [Никитина] (меццо-сопрано). Репертуар составляла старинная русская музыка и европейская музыка эпохи барокко.

В 1981 году ансамбль успешно выступил в Финляндии. Число участников стало быстро расти, появился оркестр, и вскоре ансамбль превратился в Театр старинной музыки, первое выступление которого, именно под этим ‘брендом’, состоялось в 1983 году. Но изменилось только название, поэтому годом рождения Театра старинной музыки как музыкального коллектива считается 1980. Руководителями по-прежнему были Валерий Абрамович Крейсберг и Михаил Валерьевич Коробов.

С годами расширялся репертуар, в выступлениях звучала уже далеко не только старинная музыка, но название “Театр старинной музыки”, ставшее широко известным и привычным, осталось навсегда.

Театр старинной музыки дает музыкальные спектакли и концерты. В концертах может звучать музыка любых эпох и стилей. Поэтому здесь представлена не только старинная музыка Палестрины, Банкьери, Гальяно, Генделя, но и звучавшие в концертах произведения Россини, Оффенбаха, Грига, Рахманинова, Гершвина и др. В выкладываемых здесь аудиозаписях есть уклон именно в сторону концертов, так как слушать целые спектакли без видео вряд ли интересно.

В репертуаре Театра старинной музыки никогда не было спектаклей, скопированных у какого-либо другого коллектива. Сценарии обычно создают сами участники ТСМ. Спектакли Театра старинной музыки – это чаще всего веселые представления, где разговорные сцены перемежаются с музыкой, причем отнюдь не только старинной. Если же ставилась опера, то лишь такая, которую на тот момент едва ли кто-либо слышал в другом исполнении: например, “Федул с детьми” (1791), либретто императрицы Екатерины II, музыка В. А. Пашкевича и В. Мартина-и-Солера.

Бессменный руководитель и дирижер Театра старинной музыки – Валерий Крейсберг. Участники театра очень разные. Например, Нина Солодовникова была в числе ведущих солистов ТСМ до лета 2014 года, затем стала солисткой театра Новая Опера имени Колобова, а вскоре уехала в Италию, стала солисткой Болонского оперного театра и Ópera de Tenerife. Михаил Басов – едва ли не лучший российский трубач в жанре старинной музыки. Но при этом ТСМ дает самым разным людям возможность самореализоваться в музыкальном плане, выйти на сцену вместе со ‘звездами’. Двери Театра старинной музыки широко открыты для всех, независимо от возраста и ‘музыкальных регалий’. Так что можно не только слушать и смотреть, но и участвовать в выступлениях Театра старинной музыки.

В 2010 году появилась “дочерняя структура” ТСМ – вокальный ансамбль солистов Театра старинной музыки “Voci di ricci” под руководством солиста Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрия Степанóвича, который нередко и сам участвует в выступлениях ТСМ. Некоторые участники Театра старинной музыки – в частности, Михаил Басов (труба), Екатерина Чудакова (сопрано) – дают сольные концерты, записи которых тоже есть на этом сайте. Поэтому здесь представлена даже и авторская песня – Никитин, Окуджава, Ким, Высоцкий.

Можно посмотреть небольшой сюжет о Театре старинной музыки и поставленной им опере Пёрселла “Король Артур”, показанный в 2018 году телеканалом “Моховая, 9”.


Оркестр Театра старинной музыки, ноябрь 1994 года, фото Алексея Головастикова

Записи прошлого тысячелетия

Это мои старые магнитофонные записи выступлений Театра старинной музыки, сделанные в период 1986-1994 годов, когда я сам играл в ТСМ на флейте. Все номера – с моим участием. Поскольку с тех пор состав исполнителей почти полностью поменялся, эти записи ничуть не менее интересны в музыкальном отношении, чем новые, хоть и уступают им по качеству звучания. В те годы первым тенором был Алексей Фокин, первым сопрано – Елена Малицкая (Углова; ныне Хрипкова). Оркестр был маленький, примерно 12 человек или чуть больше – состав немножко менялся. Первая скрипка: Андрей Звонников в 1980-х годах, Марина Лудилова в начале 1990-х. Скрипка: Ольга Бушнина, Ева Фирсова, Ольга Левашова (Хайкова), Ирина Дулпе, Евгения Карелина (Малюкова), Мария Журавлева, Наталья Карасева, Инна Рудакова (Фомичева), Christian Meissner и др. Альт: Юлия Улаева (Сысоева), Леонид Фарбер, Elmar Schwinn, Suzy Iverson. Виолончель: Сергей Крапивин и др. Кларнет: Николай Денисов. Флейта: Алексей Головастиков, поначалу один, а осенью 1988 года присоединился Юрий Давыдов, в 1991 году – Екатерина Смирнова. Да простят меня другие замечательные участники ТСМ, кого здесь не упомянул.

Чтобы файлы проигрывались подряд, один за другим – ровно в том порядке, в каком они перечислены ниже – запустите воспроизведение плейлиста, щелкнув мышкой по ссылке: !tsm_1986-94.m3u8 (а если .m3u8 запустить не удается, тогда по ссылке: !tsm_1986-94.m3u). Чтобы запустить воспроизведение одного файла, достаточно щелкнуть мышкой по названию соответствующего произведения.

Театр старинной музыки, спектакль “Орфей и Эвридика”, 2005 год


Кое-что личное из прошлого века


Театр старинной музыки, 23.12.2016, Финал оперы Золушка Россини

Современные записи ТСМ

Здесь представлены качественные аудиозаписи, которые я делал, начиная с мая 2013 года. Есть и несколько записей, сделанных не мной, но я осуществлял их последующую обработку. Дата выступления Театра старинной музыки, в котором прозвучал данный номер, содержится в имени аудиофайла.

Если доступна не только аудиозапись, но и видеоверсия данного номера, ссылка на нее дается здесь же, рядом со ссылкой на аудио. Во многих видео звуковая дорожка, записанная видеокамерой, заменена моей аудиозаписью. Но в видео звук всегда чуть хуже, чем в аудиофайле mp3, поскольку YouTube сразу после загрузки видеофайла преобразует его и снижает исходный битрейт аудио, делая его зачастую ниже 100 Kbps (подробнее обо всем этом – в предисловии к разделу Видеозаписи).

Поэтому есть смысл слушать аудиофайл, даже если доступна видеоверсия данного номера с моим звуком. Впрочем, в некоторых номерах важную роль играет “действо”, и без видео их невозможно адекватно воспринять.


Видеозаписи ТСМ

Ссылки на многие видеозаписи даны в разделе “Современные записи ТСМ” – в тех случаях, когда есть и аудио, и видеоверсия данного номера. Здесь представлены только спектакли и номера, которые доступны лишь в видеоверсии. Большинство представленных здесь видео есть в плейлисте “Театр старинной музыки” на моем канале в YouTube, тогда как здесь отражены далеко не все видео, имеющиеся в этом плейлисте.

Изначально сайт был посвящен только аудиозаписям, но без картинки невозможно составить представление о Театре старинной музыки. А кроме того, во многие видео вставлена моя звуковая дорожка – иными словами, это моя аудиозапись, к которой добавлена еще и картинка.

В записи, сделанной видеокамерой, звук может быть хуже или лучше, но в любом случае он уступает по качеству моим аудиозаписям по объективным причинам.
• Видеокамера пишет 16-битный звук, в отличие от моего 24-битного, отражающего больше нюансов звучания.
• Звук сразу пишется в формате “lossy”, тогда как у меня звук записывается в формате “lossless”.
• При видеосъемке практически всегда задействована автоматическая регулировка уровня записи, то есть, грубо говоря, тихие места делаются погромче, а громкие потише (не говоря уж о качестве используемой при этом “компрессии”), тогда как в моей записи точно сохраняется весь динамический диапазон, причем без каких-либо искажений в громких местах.

А раз так, логично заменить звуковую дорожку, записанную видеокамерой, моей аудиозаписью. Именно это и сделано во многих видео. Если написано “Аудиозапись, обработка аудио и видео: Алексей Головастиков” – значит, в данном видео звуковая дорожка заменена моей аудиозаписью. При такой замене я создаю видеофайл со звуковой дорожкой в формате “lossless” (FLAC или WAV), то есть получается звук без малейшего ухудшения качества.

Но у меня нет возможности показывать такие видео с моим звуком через интернет напрямую, минуя YouTube. А после загрузки в YouTube, ВКонтакте и т. п. файл не остается там в неизменном виде. YouTube сразу преобразует его, делая много разных вариантов – побольше и поменьше, качеством получше и похуже, и разным зрителям транслируются разные варианты. При этом битрейт аудио сильно снижается и чаще всего оказывается ниже 100 Kbps, что не радует. Даже и в лучшем из этих вариантов, которые показывает YouTube, качество звука будет заведомо ниже, чем в файле, который я загружал, хоть на слух это и не так уж заметно.

При просмотре видео можно щелкнуть по значку в виде шестеренки в правом нижнем углу окна и выбрать максимальное качество из представленных там доступных вариантов (в идеале – 1080p HD), если техника позволяет. Более качественная картинка может сопровождаться и более качественным звуком.



Nina Solodovnikova, 2015 год, Italy

Солисты ТСМ в составе других музыкальных коллективов


Екатерина Чудакова, Михаил Альтшуллер, март 2018 года

Выступления солистов ТСМ в жанре авторской песни


Театр старинной музыки, концерт 23.12.2016

Новые поступления

Здесь представлены недавно выложенные записи. Этот раздел создан для того, чтобы при повторном посещении сайта можно было сразу увидеть, что нового появилось за последнее время. Номера расположены в обратном хронологическом порядке, то есть то, что появилось последним, находится здесь в самом вверху.


Вернуться к перечню разделов
Перейти на Home Page


© 2015 Алексей Головастиков (аудиозапись, обработка аудио и видео, создание сайта)